Menu
Не доверяйте агенту, который позвонил Вам!
Информация о смерти была продана недобросовестными сотрудниками полиции или морга.

Поминки в православном обряде

Поминки как обычай устраивать угощения после похорон с различными обрядами в честь умершего, во многом сохранили старообрядческие черты, хотя и в упрощенной форме.

Традиционно, похороны всегда завершались поминальным комплексом, включающим в себя не только поминальную трапезу (хотя она и является основной составляющей поминального обряда), но и заупокойные молитвы, а также в последующем – посещение в родительские дни и дни памяти усопшего кладбища. Поминальный обед как главная часть поминок.

Совместная трапеза закрепляла похоронный обряд, была и остается его не самой печальной, а, напротив, иногда даже жизнеутверждающей частью. Похоронному обряду в большей степени, чем другим семейным обрядам, присуща функция семейного и общественного психологического объединения. Она проявляется в том, что обряд формирует чувство близости со своей семьей, родственным коллективом, сельской общиной – через сплочение в горе, преодоление несчастья, разделение потери семьи, объединение в поддержке. Одновременно обряд нес идею исторической связи живых и мертвых, непрерывности жизни в чередовании поколений.

Смысл поминок – пробуждение и поддержание памяти, воспоминания об умерших предках. В поминальном обряде всегда сохранялось воспоминание о том, что умершие были когда-то живыми, и это воспоминание мыслилось как действие, в котором умерший воплощается и становится как бы его участником. В некоторых формах поминок, сохранивших традицию приглашения широкого общественного круга, можно восстановить идею связи родового коллектива. В этом плане показателен состав участников поминального стола сразу после похорон и на сороковой день.

В XIX веке поминание было семейным обрядом, собиравшим в основном родственников и близких. Почитание мертвых носило домашний характер. Но местами поддерживалась идущая из глубины веков традиция, что на поминки может прийти любой человек. В качестве почетных гостей приглашали духовенство. В народе прочно бытовало представление, что молитва облегчает участь грешной души за гробом, помогает ей избежать адских мучений. Поэтому родственники умершего заказывали в церкви заупокойную службу (обедню) с поминанием усопшего в продолжении шести недель после смерти – сорокоуст. Кто победнее, тот заказывал сорокоуст читальщику, который в течение сорока дней на дому умершего читал канон. Имена умерших записывали в годовое поминовение – синодик.

Традиционные сроки поминовения умерших в рамках семейной обрядности были ориентированы на сроки, установленные церковью. Помимо церкви, одним из путей распространения религиозных сведений о поминальных сроках была популярная литература, предназначенная для народного понимания, в частности ходовые «Поминания», рассказывающие о судьбе душ в загробном мире. В народной среде отмечались следующие поминальные дни: день похорон, третий и шестой дни после смерти – редко, девятый и двадцатый – не всегда, сороковой – обязательно. Далее «справляли» полугодовину, годовину, а затем – уже в рамках календарной обрядности – следовали родительские дни. В акте совместной поминальной трапезы сохранялась определенная знаковость обрядовых блюд: они имели скорее символический, нежели ритуальный характер. Этнический колорит прослеживается в наборе блюд, порядке их смены, времени проведения обрядовой трапезы. Основой рациона русских людей был хлеб. Хлеб в его разновидностях всегда использовался и в обрядовых целях. Поминальная трапеза начиналась и заканчивалась кутьей и блинами, их дополняли оладьи. На поминках использовались архаические виды пищи – кутья, каша, которые отличались древним происхождением и простотой приготовления. Кутью в разных местностях готовили по-разному: из зерен пшеницы, сваренных в меду, из разваренного риса с сахаром и изюмом. В качестве поминального блюда употреблялась и каша (ячневая, пшенная), с которой у русских было связано представление об особой силе, заключавшейся в ней. Подача блюд строго регламентировалась. По последовательности блюд поминальная трапеза носила форму обеда. Первое – похлебка, щи, лапша, суп. Второе – каша, иногда жареный картофель. Закуски – рыба, студень, а также к столу подавались овсяный кисель и мед. В постные дни поминальный стол включал преимущественно постные блюда, в скоромные дни в состав блюд традиционно входили мясные щи и куриная лапша. Вино (водка) на поминках употреблялись, но не везде. Из серии поминальных сроков кульминационным был сороковой день. Согласно народному объяснению, этот срок связан с тем, что в течение сорока дней душа умершего находится на земле. Бог не «определяет» ее ни в ад, ни в рай, ангелы носят душу умершего по тем местам, где покойник грешил, и душа его замаливает грехи. На сороковой день совершается Божий суд и душа покидает землю окончательно. По народному поверью, душа умершего на сороковой день «является» в свой дом на целые сутки и уходит лишь после так называемого «отпуска» души, или «проводин». Если «проводины» не устроить, то покойник будет мучиться. В проводах души выражалась забота живых о загробной судьбе мертвых.

Подчас традиции сорокового дня были трогательны и наивны. К приходу умершего заранее готовились: мыли дом, с вечера застилали постель белой простыней и одеялом. К постели никто не мог прикасаться, она предназначалась исключительно для покойника. С утра приготовляли обильный обед, на котором бывало много вина. К полудню накрывали стол, собирались родные и знакомые. Приглашенный священник служил литию. За столом он занимал главное место, с правой стороны от него оставляли пустое место для умершего. На этом месте, под салфеткой ставили тарелку, рюмку с вином, водкой, клали хлеб. Кланяясь этому месту, хозяева как бы обращались к незримому покойнику: «Кушай-ка, родименький». После обеда возглашалась «вечная память» и начиналось прощание с умершим, сопровождаемое плачем. Взоры родственников обращались в сторону церкви и кладбища, так как считалось, что прежде чем уйти навсегда, покойник прощается со своей могилой. Особую роль в поминальном обряде играло полотенце – символ пути, указатель дороги домой.

Обычно в углу дома у окна вешали полотенце, которое находилось там в течение сорока дней. Оно предназначалось для души умершего, которая, по поверьям, сорок дней ходит по «своим местам» и, прилетая к дому, отирает полотенцем свое лицо. Поминки, проводившиеся в ближайшие после смерти сроки – до сорокового дня, а затем через полгода и год, совершались как семейный обряд, обряд жизненного цикла, семейное священнодействие. Им был присущ замкнутый характер, присутствие узкого круга родственников, близких членов семьи. Он направлен на конкретную личность, определенного члена семьи. Их цель – сохранение кровнородственных связей с умершими. Поминовения по родительским субботам всегда в народе соблюдались с особым тщанием. Да и в панихиды случившиеся в другие дни, многие старались подать записочку о молении за упокой души. Ввиду невысокой грамотности населения почти в каждой семье имелся составленный для семьи батюшкой синодик со списками имен умерших, которых следовало поминать в церкви. Поминки и по сей день представляют собой не только одну из традиционных форм выражения жалости и сострадания, но и устойчивую форму общения населения, о чем свидетельствует участие в них обычно большого числа родственников, знакомых, соседей, сослуживцев, приходящих на них без специального приглашения. Они являются одним из мощных средств передачи от одного поколения к другому народных традиций. В этом важнейшая причина сохранения их бытования в народе. В поминальной трапезе сохраняются обрядовые еда и питье, причем удерживаются не отдельные блюда, а нередко их традиционный набор.

Вернуться назад <<<